Опираясь на конкретные жизненные факты, свой опыт матери и педагога, хочется говорить об особенностях развития форм творческого мышления у учащихся. Обыкновенная фраза: «Думай сам!»

«Думай сам!» сказал учитель, когда студент попросил помочь в решении простой задачи. Хорошо сказал, верно! Но прежде чем потребовать у учащихся, нужно научить его думать, показать целесообразные и нецелесообразные приемы мышления, научить его критически подходить к применяемым способам умственного труда, правильно оценивать свои знания. Тут нам поможет наблюдательность. Когда заходит разговор о достоинствах или недостатках студента, чаще всего обсуждается вопрос о том, как у него развита речь, память, умеет ли он быстро соображать. А ведь наблюдения, восприятие окружающего мира является источником ощущений, посредством которых возникает связь человека с действительностью, зарождается мысль, подбирается соответствующее слово.

И сегодняшнее требование современности и наша с Вами задача создать всевозможные условия – дать знания, привить навыки, развить интересы и вкусы, когда сама жизнь зовет к творческим поступкам, важным свершениям.

Желание мыслить вырастает из познавательного интереса и проявляется в интересе к фактам, методам получения знаний, склонности к поиску, любви к своей работе и самостоятельности.

Умственное и речевое развитие так же тесно связано с наблюдательностью, как растение с почвой, откуда оно получает питательные соки и живительную влагу. Как сказал один мудрец: «Мало смотреть – надо уметь видеть». Такое видение делает человека тонким наблюдателем, мыслящим. Нет такого вида труда на земле, нет такой профессии, которая не нуждалась бы в наблюдательности. И еще: умение видеть прекрасное в окружающем мире делает человека счастливым, отзывчивым, жизнерадостным и умным.

Мы знаем, что первое проявление любознательности, первоначальное, пусть еще бессистемное и отрывочное накопление знаний об окружающем мире происходит в семье, под руководством родителей.

Наблюдательность очень нужна при выполнении всякой работы; умение наблюдать языковые явления, орфографическая зоркость развиваются при условии, когда учащиеся работают со словарями, первоисточниками в контрольных и письменных работах. Поиск за поиском, искать, не отступать, пока цель не достигнута – так поступит творчески мыслящая личность. Над этим работает школа, и родители тоже имеют возможность развивать мышление своего ребенка в семье. Но на стенах вуза учащиеся должны владеть навыками гибкого мышления, под которой подразумевается свобода перехода от конкретного к абстрактному и наоборот, и умение доказать свою точку зрения.

К примеру, наша родная природа. Ведь природа – великая сила, наш мудрый учитель и воспитатель. Она учит человека видеть и чувствовать прекрасное, она ставит перед человеком множество вопросов и сама же дает наглядные ответы, которое способствует укреплению разума человека, развивается его наблюдательность, ярче и образнее становится его речь.

Произведения Навои, Бабура, Пушкина, Лермонтова, Есенина, Паустовского, Пришвина – это прекрасная природа классической литературы. Они воспитывают вкус, чувство прекрасного, научат нас больше, чем самый лучший психолог.

Преподаватель кафедры “Языков”
У.Ҳафизова

159180cookie-checkОсобенности развития творческого мышления у студентов
Дўстларга улашинг:

Сиз нима дейсиз, фикр қолдиринг!

Iltimos, sharhingizni kiriting!
Iltimos, ismingizni bu yerga kiriting